Ревью

Tsardoms Total War: Principality of Moldova

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фракция Молдова в моде Tsardoms Total War

 Фракция Молдова в моде Tsardoms Total War

Из-за того, что Молдова находится на границе православного и католического миров, страна является полем битвы между двумя ответвлениями христианства. Сила молдавской армии - в её мобильности, она основывается на лучниках и коннице, использующих тактику партизанской войны, "бей и беги". Молдаване также многому научились у степных захватчиков - в частности, использованию конных лучников. Их армия - хорошее сочетание легкой и средней кавалерии, а также нескольких видов лучников. С другой стороны, им не хватает тяжелой пехоты, так что их войско может потерпеть поражение, оказавшись против тяжеловооруженной армии в открытом поле. Хороший воевода использует силы растущей экономики для расширения Молдавии и её становления как реально независимого государства.

Исторический фон

В истории молдавское княжество было известно под несколькими именами. В 1386 византийцы называли его Мауровлахия (Μαυροβλαχ?α), "Черная Валахия", в 1391 - Русовлахия (Ρωσοβλαχ?α), "Валахия возле Руси", и, наконец, к 1401 году относится имя Молдовлахия (Μολδοβλαχ?α), что значит "Молдавская Валахия". Османы называли её Кара-Богдания, "Черная Богдания" (это связано с именем Богдана I Основателя), или Кара-Ифлакия, "Черная Валахия". На генуэзских картах того времени княжество отмечается как "Velacia Bogdania". Сами молдаване в документах называли свое государство "Молдовлахия" или "Tara Moldovei".

До основания княжество регион Восточных Карпат в разные времена подвергался нашествия авар, мадьяр, булгар, печенегов, половцев и, наконец, татар. Государства - королевство Венгрия, Булгарская империя, Киевская Русь или королевство Галича и Волыни контролировали различные части этой области. Различные полунезависимые государственные образования концентрировались вокруг городов Барлада, Ханска, Сороки и Сторожинец; они начали объединяться с XI века с валахами и славянами под руководством князей, военных предводителей. Эти маленькие квази-государства часто становились вассалами более могущественных держав.

Ранние записи валахов в регионе княжества относятся к XI веку. Могильный камень с рунами из Сьонема на Готланде упоминает, что варяг Родфос был убит "Blakumen" во время путешествия в Константинополь. Другой северный источник, Сага об Эймунде, рассказывает историю Святополка, великого киевского князя (1015-1019), который нашел убежище у печенегов и планировал напасть на Русь с армией из "Tyrkir" и "Blökumenn"; они интерпретируются как печенеги и валахи.

Вторжение печенегов сопровождалось миграцией половцев. Согласно турецким хроникам, на пути к Дунаю они сражались на Руси, с башкирами, венграми и народом "Ulaks".

В 1164 году Андроник Комнин, претендент на византийский престол, попытался укрыть в Галицком княжестве. Историк Никита Хониат утверждает, что в пути он был захвачен валахами, но в конце концов ему удалось бежать и достигнуть Галича. Иоанн Киннам упоминает, что во время кампаний Льва Ватаца против Венгрии в его войсе было много валахов.

Монгольское нашествие в 1230-х привело к распаду державы половцв. После битва на Калке в 1223 они бежали в Венгрию и попросили защиты у короля, согласившись креститься по католическому обряду. Так венгры создали половецкую епархию, которая простерлась не территории Молдовы, к востоку от реки Сирет. Согласно письму Папы Григория IX, в 1234 году "валати", проживавшие на территории этой епархии, проигнорировали её создание и не приняли католическую веру. По пути в Венгрию монгольское войско прошло через "Quara Ulagh", которую интерпретируют как землю черных валахов. Толомео да Лукка (1236-1327) пишет, что перевалы через Карпаты охраняли "olacci" и "siculi" - секеи и валахи.

Первое упоминание о государствах в Восточных Карпатах отноится к 1247 году, когда Плано Карпини встретил герцога по имени "Olaha", ехавшего к Батыю. В 1253, сообщает Рубрук, он встретил "blaci" (или "blati"), несущих дары Бату-хану. В Хронике Фомы Павийского пишется, что в 1276 году "blaci" воевали с Галицким королевством, не давая галичанам помочь своему богемскому союзнику, Отокару II. Наконец, Ян Длугош упоминает, что в армии Владислава I во время войны с Бранденбургом в 1326 году были отряды валахов.

Основание молдавского государства называется descalecat, оно произошло в 1352 году. Согласно легенде, Драгош, валашский воевода вассального венграм Марамуреша, отправился на охоту со своей свитой и любимыми собаками. Он преследовал зубра, прошел Карпатские горы и оказался в Молдавии, где все собаки умерли из-за истощения. Последним оставшимся в живых был пес по имени Молда. Когда воевода достиг реки, зубр переплыл её, а Молда - утонул. Разъяренный Драгош бросил в зубра булаву и убил его, реку назвал Молдовой в честь потерянного любимца, а голову зубра сделал трофеем. Ему понравилось место, где он оказался, и потомки Драгоша стали на нем жить. Новое государство назвали Молдовой и сделали зубра своим геральдическим символом.

В реальности, вероятно, было не так. В 1345 году венгры и поляки провели совместные кампании против татар. После некоторых успехов и преследования противника в направлении Черного моря Людовик I Венгерский озаботился закреплением достигнутых успехов. Он отправил воеводу Марамуреша Драгоша для создания буферного государства в Молдове - ему нужно было обезопасить восточные границы Венгрии. Драгош со своими валахами воевал с татарами и, в конце концов, укрепился в Северной Молдавии, недалеко от реки с тем же названием. Здесь он построил свою столицу и другие города, а также выковал княжескую печать.

Драгош властвовал на новом месте два года и умер в 1353-ем. Ему наследовали его сыновья, Сас и Балк. В 1359 или 1363 году Богдан, другой валашский воевода из Марамуреша, восставший против венгерского короля ещё в 1340-х, пересек Карпаты и появился в Молдове. Местное население встретило его с радостью, Богдан изгнал сыновей Драгоша и занял престол. Он покончил с вассальной зависимостью от Венгрии и пресек все попытки бывшего господина покорить его - John of Kukullo в своей хронике пишет, что Людовик I воевал с ним каждый год, но не смог одолеть. Таким образом, Богдан стал первым правителем независимой Молдовы и получил известность как Богдан I Основатель.

Текущая ситуация

Сейчас княжество Молдова по-прежнему остается в вассальной зависимости от могущественного венгреского королевства, расположенного западнее, на другом склоне Карпат. В горной цепи есть несколько узких трансильванских перевалов. Лучшее направление для расширения - восток: власть Золотой Орды рушится, татары - в постоянном отступлении, их военачальники, оставленные в регионе, дезорганизованы и борются друг с другом за превосходство. Воевода должен выбивать их обратно, в степь, чтобы расширить пределы княжества вплоть до Черного моря. Захватив порты и устье Дуная, правитель княжества получит под свой контроль новые торговые пути.

На севере лежит разрушенное войной Галицко-Волынское княжество. Силы русинов иссякли, и их земли предоставляют отличную возможность для экспансии. Далекие Польское королевство и Великое княжество литовское некогда были друзьями Молдавии, и если князь согласится отдать им свою верность, он может рассчитывать на новые торговые связи и военную помощь.

На юге - княжество Валахия. Как и жители Молдовы, валахи раньше служили венгерскому королю, но восстали и сбросили чужую власть. В настоящее время они воюют против прежнего сюзерена, и король плохо отнесется к воеводе, который будет дружен с его врагами. Однако валахи и молдаване исповедуют одну регилию и говорят на одном языке. Они станут верными союзниками, если князь Молдовы решит подняться против венгерского короля. Дальше на юг лежат православные Болгария и Византия. Молдавия должна поддерживать с ними хорошие отношения, чтобы иметь поддержку в борьбе с католиками Запада.

Конечной целью воеводы должна быть независимость княжества. Расширение за счет татар и русинов должно укреплять государство и помочь в создании сильного войска. После этого Молдавия будет достаточно сильна, чтобы сбросить оковы венгерского владычества.

Государственное устройство и общество

После основания Молдовы государство эволюционировало в сторону феодальной монархии со специфичными особенностями. Как и в Византии, феодализм не развился до конца, не было строгой иерархии подобной той, что выработалась в Западной Европе. Отношения вассалитета действовали между воеводой и его боярами, но не далее. Не было никаких инструментов, регулирующих этот вассалитет. Отношения строились на верности бояр, которые ожидали от воеводы "милости" в виде постов в администрации и поместий. В этих поместьях, в отличие от Западной Европы, работали свободные, а не крепостные крестьяне. В общем, основное отличие заключалось в том, что вплоть до XVI столетия большинство крестьян были свободными и работали на своей земле. Этот класс, известный как "Razesi", был основой, на которой строилось государство вообще и его армия в частности. Ниже свободного крестьянства было крестьянство крепостное. Однако и здесь были различия с традиционным крепостным правом - люди не были привязаны к земле и могли переходить от одного хозяина к другому. Низший класс общества представляли рабы, "robi"; обычно это были цыгане или татары. Как и валахи, молдаване захватывали их в войнах с Ордой. Рабство было распространено широко, в нем можно выделить три класса: рабы воеводы, церковные рабы и, наконец, боярские.

Воеводство было центральным институтом государства. Там не было никакой примогенитуры (права первенца), так что воевода избирался боярами на всю жизнь из дома Богдана/Мушат.

Он получал символ своей власти - корону, после помазания митрополоитом. В документах появляется титул "Mare Voievod si Domn", что значит примерно "Великий Воевода и господин", имеющий высшую политическую и военную власть. Организация и придворный церемониал этого института были разработаны под влиянием византийского двора. Власть воеводы была абсолютной и имела личный характер. Он был владельцем всей земли, верховным главнокомандующим, главой администрации. Воевода имел право чеканить монету, определять уровень налогов, ему была предоставлена высшая судебная власть. Решения о внутренней и внешней политике он принимал вместе с княжеским советом - мог отбирать боярские усадьбы и казнить владельцев в случае измены, объявлял войну и заключал мир (и другие договоры). Воевода в случае необходимости созывал войско, в которое должен был идти каждый. У правителя была неограниченная власть над подданными вне зависимости от их социального положения.

Через помазание воевода становился правителем "по милости Божией", которая и даровала ему власть над подданными. Эта позиция находит дальнейшее усиление в формуле "de sine statotor", что значит "суверенный повелитель", это аналог греческого "autocrator". Вступление в титулатуру воеводы - "Io", сокращенно от "Ioannes", единый, выбранный Богом, как богоданный источник власти. Византийская традиция - помазание как верховный символ сотрудничества между светской властью и церковью, - полностью взята в молдавскую политическую жизнь.

Утверждение исключительной власти воеводы на территории Молдовы способствовало централизации страны и контролю над обществом. В осуществленнии полномочий правителю помогал княжеский совет (Sfatul Domnesc), который имел совещательную роль при воеводы и состоял изначально из крупнейших землевладельцев-бояр. Позднее, когда институты государства укрепились, воевода выбирал членов совета из бояр, занимавших должности в администрации (dregatorii). Их было около 12, важнейшей фигурой был митрополит, за которым следовал привратник Сучавы (Portar of Suceava). Другими членами совета были обладатели титулов канцлера (Logofat), главного управляющего (Vornic), казначея (Vistiernic) и главнокомандующего (Spatar, по совместительству - меченосца воеводы). Княжеский совет имел административный, юридические и политические функции, советовал воеводы при объявлении войны, заключении перемирий и союзов. Кроме того, совет был споспобом ограничения власти правителя боярами.

Хотя теоретически власть воеводы была абсолютной, на практике она имела некоторые ограничения. Воевода не мог нарушить "закон земли" (Obiceiul Pamantului) и "писаные законы" (Pravilele). Кроме того, он должен был быть очень аккуратен в отношениях с церковью, которая представляла духовную власть.

Религия

Большинство жителей Молдовы были православными. Тем не менее, Папство при поддержке венгров пыталось утвердить в стране католицизм, начиная с XIII века, путем создания католической епархии Кумании, которая была восстановлена в 1347 году Папой Климентом VI. Попытки католических преобразований были сорваны монгольским нашествием. После создания молдавского государства первые воеводы - Богдан и его сын Лацко - восстановили сношения с Папой, пригласив в Сирет католического епископа. Дружба с католиками длилась недолго, и наследник Лацко Петр I Мушат утвердил православие как государственную религию Молдовы. Сначала молдавская церковь развивалась под покровительством митрополита галицкого, который утвердил в стране двух епископов. Константинопольский патриарх отверг одну из этих кандидатур, что привело к конфликту - Петр I был отлучен от церкви. Митрополия в Молдове была создана в 1381 году, но Константинополь утвердил её лишь двадцатью годами позже, когда старый конфликт был решен после долгих канонических споров.

Согласно догмам, молдавская церковь была подчинена патриархии в Константинополе и разработана под её эгидой, но в ней было много южнославянского влияния; кроме того, молдавский митрополит отказал патриарху в любом участии в административных вопросах. Митрополитов и епископов называл воевода. Они поддерживали его, и в конце XV века начали мощное наступление против католицизма.

Воевода и великие бояре строили и финансово поддерживали монастыри. Сама известным на этом поприще стал Стефан Великий - он основывал монастырь после каждого своего сражения. Монастыри были не только культурными, но также художественными и культурными центрами, первые школы в княжестве были основаны при них. Кроме того, в случае иностранного вторжения монастыри служили крепостями, укрывая местное населения за своими толстыми стенами.

Митрополит избирался епископами и великими боярами и затем утверждался воеводой, который давал ему посох, символ духовной власти. Константинопольский патрарх также утверждал митрополитов и благословлял их. Митрополит как глава церкви благославлял епископов, выбранных воеводой, следил за дисциплиной церквей и монастырей, отвечал за их финансы. Он был важнейшим советником воеводы, короновал новых правителей и мог даже выполнять временно их обязанности в периоды междуцарствия. Церковь и воеводы поддерживали друг друга, будучи двумя сильнейшими властителями в Средневековье.

Юниты

Ополчение сервов

Сервы, известные в Молдавии как vecini - один из низших классов ощества, ниже них только рабы. Сервы - лишенные земли крестьяне, которые живут в нищете и занимают участок земли, который выделяет им господин. В обмен на землю, право на защиту и использование некоторых земель лорда крепостные предоставляют феодальную ренту - трудовые и денежные обязанности. В отличие от других обществ, где крестьяне были прикреплены к земле, в дунайских княжествах сервы могут свободно перемещаться. Помимо трудовых и денежных обязанностей, они должны присоединяться к своему господину, если он идет на войну. Из-за бедности оружием крестьян являются косы, вилы и прочие орудия сельского труда. Это люди неподготовленные, они не смогут долго держать ряды, встретившись со сколько-нибудь серьезным противником.

Стражи

Стражи - крестьяне из деревень, которые были обязаны охранять местность от грабителей. Их поселения располагались в долинах рек, на перевалах, вдоль торговых путей. В мирное время стражи несли свою вахту, во время войны не только обеспечивали безопасность на дорогах, но и отвечали за разведку. Социальный состав стражей был пестрым - там были и свободные, и зависимые крестьяне. Их командиры назвались vatafi. Стражи носят мало брони, они защищают себя традиционной шерстяной одеждой и деревянным щитом; вооружены копьями. Из-за этого на них не стоит полагаться во время боя. Исключение составляет кавалерийский удар копьями, где стражники могут стать со своими копьями превосходной губкой.

Лучники Plaiesi

Plaiesi - жители горных деревень вблизи границ Молдовы. Их имя происходит от слова "plai", означающего "горная равнина". Задачей солдат из этих поселений является охрана перевалов и поддержание гарнизонов приграничных крепостей. Такие повинности это население несло ещё до создания феодального государства, когда деревни имели правителей-князей. Эта обязанность не изменилась, но теперь ответственность за её выполнение plaiesi несут перед воеводой. Обычно они - свободные крестьяне, но иногда в их число входит и крепостное население некоторых районов. За участие в охране границ plaiesi получают налоговые льготы, в особенности - освобождение от уплаты таможенных пошлин. Они не могут отказаться от своего статуса, беглых строго наказывают в случае поимки. Так как они живут в пограничных регионах и у перевалов, plaiesi хорошо знают эту местность и очень подвижны, зная тайные тропы в горах. Главное оружие этих средневековых пограничников - изогнутый лук, одежду они предпочитают обычную - из шерсти. Этих стрелков стоит размещать позади главной линии для поддержки тяжеловооруженных соединений или отправлять для разведки и обстрелов на фланги вражеских армий.

Булавоносцы

Двуручная булава, известная как "maciuca" - наиболее распространенное среди молдавских крестьян оружие. Леса страны предлагают широкий выбор материала для изготовления крепкой деревянной булавы. Добавьте к ним металлические штыри - и смертоносное оружие готово! Такая простота производства вкупе с эффективностью означает, что булаву используют все классы населения, от бедных крестьян до знати; булавоносцы доступны в больших количествах. С булавой должен управляться двумя руками сильный мужчина - и её удар сможет пробить рыцарский доспех вместе со щитом. Так что этих солдат можно использовать в качестве ударной силы, компенсирующей нехватку тяжелой пехоты у молдаван. Из-за размеров оружия булавоносцы вынуждены пренебрегать защитой, которую дает щит. Кроме того, они медленны и могут быть уязвимы, если упустят цель атаки.

Лучники razesi

Как и валашские mosneni, razesi представляют класс свободных крестьян, обладающих землей. Они владеют полосами земли вместе с обширной семьей и обрабатывают её сообща. В XIV и начале XV веков большую часть населения княжеств составляли свободные крестьяне и крупной их частью были наделенные землей razesi. Однако параллельно с ростом дани, выплачиваемой османам, падало благосостояние этого класса, многие были вынуждены продавать землю и становиться сервами в XVI и XVII столетиях. Razesi не имеют налоговых обязательств, зато имеют военные - они должны быть постоянно готовы к войне. Этот слой населения вместе с остальным свободным крестьянством составляет ядро молдавской средневековой армии. Как владельцы земли, они могут позволить себе кожаный доспех, кольчуги и металлические шлемы. Вооруженные луками и копьями, первое они используют на расстоянии, а второе достают при приближении противника. Отряды razesi - многоцелевые, их можно использовать как в наступательных, так и в оборонительных целях. Поскольку они сражаются за свою имущество, им можно доверять и выстроить из них хребет армии.

Curteni

Curteni - сервы воеводы или его приближенных. Как правило, они сражаются верхом, поскольку их статус и земли позволяют им купить лошадь, но иногда спешиваются и в таких случаях предпочитают лук. В польских хрониках упоминается, в 1410 году в битве при Грюнвальде на стороне поляков в бою участвовал контингент кавалерии, посланный молдавским воеводой Александром Добрым. Curteni были атакованы тевтонской кавалерией - тогда они отступили в близлежащий лес, там спешились и с помощью своих луков спешили уже рыцарей. Будучи слугами государства, эти воины имеют достаточно времени для обучения стрельбе, так что они более эффективны в стрельбе, чем крестьянские лучники. Однако доспех у curteni легок, так что стоит держать их подальше от линии фронта.

Охотники Нямца

хотники Нямца - элитные части стражей plaiesi, родом из одноименной местности. Поскольку они более ценны, охотники имеют лучшую защиту, чем их коллеги порубежья - кольчуги и металлические шлемы. Они теряют в мобильности, но могут держать строй дольше.

Копейщики voinic

Термин "voinic" относится к понятию "солдат". Так же, как и calarasi, voinici - часть slujitori, слуг воеводы и великих бояр. В армии они являются переходным звеном от razesi к гвардейцам. Это свободные люди, некоторые из них имеют свои участки и живут за счет земли, а другие - за счет платы, получаемой ими в качестве слуг. Voinici сражаются бок о бок с razesi в первой линии, но благодаря своему статусу они лучше обучены и вооружены. Их экипировка состоит из кожаного доспеха, деревянного щита и копья. Солдаты выполняют роль средней пехоты, которая способна в построении "стена щитов" сдержать натиск конницы.

Гвардия Portar

Привратник Сучавы - важнейший пост в молдавской администрации после воеводы и митрополита. Привратник входил в Княжеский совет. Он обеспечивал безопасность ворот дворца и командовал гарнизоном молдавской столицы. Гвардия Portar - элитный копус, сформированный как часть гарнизона и рассматривавшийся как корпус телохранителей воеводы и его придворных. Это самая тяжеловооруженная пехота, доступная в Молдове, вооруженная алебардами, которые могут пробить доспех и поделить человека на два, и защищенная металлическими шлемами и нагрудниками. Гвардейцы лояльны и готовы умереть, защищая привратника и воеводу. Они доступны в ограниченном количестве и должны быть брошены в бой только в критический момент. Гвардия может сражаться как с пехотой, так и с кавалерией, и только конный удар может нанести ей тяжелый урон.

Стрелки lefegii

Первая запись об использовании ручного огнестрельного оружия в княжествах относится к XV веку. Валашский воевода Влад Цепеш и молдавский - Стефан Великий успешно использовали пищали в нескольких сражениях, среди которых битва при Валя Алба в 1476 и битва при Васлуе в 1475, где Стефан приказал своей артиллерии, лучникам и пищальникам открыть по османам обстрел с трех сторон. Валахи и молдаване позднее сами отказались от использования пороха - это было связано с серой и дьяволом. Таким образом, в XV веке корпуса стрелков с пищалями в Молдове и Валахии состояли главным образом из иностранцев - венгров, секеев, немцев, сербов, болгар и других дунайских наций. Слово "lefegii" буквально означает наемных работников - стрелки служили за оговоренную плату. В начале XVI местное население стало использовать аркебузы и присоединилось к рядам lefegii. В Молдове стрелки были известны как "sâne?ari" - от слова "sânea??", имеющего схожее значение с "pu?ca?i". Эти люди вооружены экспериментальным на тот момент оружием и имеют большое психологическое воздействие на противника. Ручное огнестрельное оружие нельзя использовать в дождь и оно склонно к осечкам, но если использовать его в нужный момент, оно может сломать боевой дух противника и привести к его разгрому.

Верховые plaiesi

Конные plaiesi также известны как "calareti de margine", что буквально означает пограничных всадников. Они ездят вдоль границ чтобы убедиться, что иностранцы нигде не пытаются вторгнуться в страну, а преступники - не пытаются из неё сбежать. Главными достоинствами пограничных конников являются скорость и выносливость. Их кони способны покрывать большие расстояния без отдыха и питания. Их владельцы жертвуют своей защитой в обмен на мобильность - носят очень легкую кожаную или шерстяную бригантину и защищаются лишь небольшими деревянными щитами. Поскольку задачей пограничников является лишь предупреждение угрозы, их стоит использовать лишь для разведки и изматывания противника, в конный удар или долгую схватку им лучше не идти.

Hansari

Разрушение южных славянских государств османами в XV веке означало, что множество солдат пробиралось на северный берег реки, чтобы с него продолжить борьбу против врага. В первую очередь среди них были сербские гусары, которые присоединились к молдавской армии и принимали участие в многочисленных сражениях, таких, как битва при Валя Алба в 1476 году. Вскоре молдаване выучились у этих всадников и сформировали свои собственные конные корпуса, известные как hansari. Это подразделение имело особый статус в молдавской армии, отличный от куртеней и лефеджи, которые шли на войну в обмен на налоговые льготы и заработную плату. Оно сражалось в обмен на долю добычи (dobanda). Обычно hansari были свободными людьми или крестьянами с небольшим участком земли, их количество никогда не превышало нескольких тысяч. Этот корпус появился во второй половине XV века и продолжал быть частью молдавской армии вплоть до XVIII столетия. Как и куртени, hansari организованы в "vatafii", которыми командует офицер-vataf. Как и прочие гусары в других странах, в Молдавии они легко бронированы, снаряжены крылатым щитом и длинным кавалерийским копьем. Hansari  обменивают доспехи на скорость и возможность быстро нанести удар в слабое место противника.

Конные лучники-calarasi

"Slujitori" или слуги господина - класс свободных крестьян, которые служат воеводе в обмен на освобождение от налогов и использование земли воеводы. Кэлэраши, что буквально означает "всадники", - конный корпус слуг воеводы, крупный сегмент этого социального класса. Они являются частью постоянной армии, известной как "oastea mica", их долг - пойти на войну за воеводой за свой счет. Также кэлэрашам поручено передача новостей и писем из Константинополя. Их главным оружием является лук. Молдаване выучились обращению с ним у мигрирующих людей, проходивших через их земли, главным образом - у татар. Кэлэраши плохо защищены, так что лучше держать их подальше от рукопашной схватки, а использовать для противодействия вражеским конным стрелкам и преследования врагов.

Легкая кавалерия curteni

Слово "curte" буквально значит "двор", место, где собирались придворные, административный и военный центр. Куртени также известный как rosii - мужчины, служившие при дворе воеводы или пришедшие из деревни, зависимые от княжеского двора. В словаре Mardarie Cozianul 1649 года глагол "a se curteni" переведен как "отдающий приказы". Так, дворы являлись административными центрами, откуда направлялись приказы воеводы или бояр и откуда направлялись на их исполнение curteni. Они могли служить на более важном месте - у воеводы, либо у великих бояр. В роли слуг государства curteni подавляли восстания, собирали налоги и штрафы, принуждали крестьян к выполнению своих феодальных обязанностей перед господином. Это свободные люди, имеющие свои земли и поместья. У них есть пастбища для боевых коней, curteni получают от господина плату за служение, будучи освобождены от налогов. XV столетие стало веком их славы, когда воеводы для укрепления своей власти довели число представителей этого класса до пикового значения. Как и другие группы княжества, curteni начали терять свое благосостояние, начиная с XVI века в основном из-за экономического гнета, вызванного османской данью. Они являются частью большого войска, которое собирается по зову воеводы. Слуги государства обычно сражаются верхом с копьями и большими щитами. Они выполняют роль улан молниеносными ударами. Благодаря легкому снаряжению curteni могут обогнать тяжелую кавалерию и выйти во фланги вражеским позициям, однако из-за него же не могут участвовать в продолжительной схватке.

Средняя кавалерия nemesi

Молдавские nemesi - эквивалент валашских viteji. Это общее имя для крестьян и солдат, которые получили более высокий ранг за свои дела и доблесть, показанную в бою. Во второй XV века власть в Молдове прошла период укрепления власти путем повышения статуса отличившихся крестьян. Эти новые дворяне получили различные административные должности. Процесс возвышения человека до благородного статуса назывался "nemesire". Когда воевода приказывал возвести крестьянина в "nemes", это значило, что тот получит в качестве подарка, нет, не оригинальный и недорогой подарок, как вот эти вот полезные штуки и сувениры http://colapsar.ru/, а собственность в обмен на статус слуги, который обязан служить воеводе в мирное и военное время. На социальной лестнице такие люди делили ступеньку с curteni с той лишь разницей, что первые свой статус заработали, а вторые - родились с ним. Причиной роста этого класса было нежелание воеводы зависеть от вооруженных сил боярства, ему были необходимы лояльные люди. Так сложилось, что nemesi пришли в упадок и стали исчезать в XVI из-за турецкого владычества. Они выполняли роль средней кавалерии, будучи защищены кольчугами или ламеллярным доспехом и вооружены легкими копьями. Доказательство надежности nemesi - заслуги, за которые они получили свой статус.

Тяжелая боярская кавалерия

Боярское сословие вышло из вождей сельских общин в раннем средневековье, изначально избранных и впоследствии передающих свои судебные и административные полномочия через наследование и расширяющих их на другие общины. С появлением более прогрессивных политических структур статус бояр должен был быть подтвержден центральной властью - она использовала это для выдвижения на административные и военные посты отличившихся людей (путем раздачи им земель из домена правителя). Быть боярином значит три вещи: иметь землю, крепостных и выполнять какие-то задачи правителя. Боярин имел административные и/или судебные функции. Они назывались "dreg?torie" или "boierie". Только князь мог назначать бояр. Со временем они разделились на две страты: "boieri mari" (большие бояре), которые владели крупными поместьями и назначались на высокие посты, и "boieri mici" (меньшие бояре), соответственно владеющие меньшими землями и должностями. Начиная с первой половины XV столетия, бояре стали важным политическим классом княжеств. Поскольку их представители в княжеском совете избирали воеводу, ситуация дестабилизировалась, поскольку воевод часто избирали и свергали по прихоти могущественных бояр. Во время войны они должны были с войском из своего домена присоединяться к воеводе. Поскольку это - самый богатый класс в стране, они используют тяжелый доспех и щит для защиты. Вооружены бояре кавалерийскими копьями, они выполняют роль тяжелой кавалерии.

Garda Domneasca

Каждый молдавский воевода держал при себе корпус телохранителей. Им доверялась его безопасность, они бодрствовали в тронном зале и спальне, когда правитель спал, следовали за ним в его путешествиях. Во время боя телохранители шли с ним бок о бок, готовые отдать жизни ради его защиты. Их набирали из самых лояльных бояр и слуг воеводы, и, иногда, иностранцев. В битве при Валя Алба в 1476 году воевода приказал большей части своих сил отступить, оставив самых верных бояр в качестве охраны. Молдавская армия потерпела поражение от многочисленных османов, и люди из Garda Domneasca окружили воеводу и вытащили его из схватки, спасая жизнь господина. Это - самая тяжело снаряженная кавалерия, доступная молдавскому господину, способная сразиться с любым соперником.

Фракция Молдова в моде Tsardoms Total War

Авторы

phoenix[illusion], Matthaeus, il_duce - скины и модели
Wallachian - исследования и текст

Особая благодарность

Romano-Dacis - бывший участник, концепт ростера
mircea - советы в исследованиях
Rusichi Total War

Twitter
SocButtons v1.6